Невулканическая Камчатка: вылазки на Голубые озёра и Вачкажец

камчатка поход на голубые озера

После предыдущего поста осталось описать две вылазки: на Голубые озёра и на Вачкажец.
На Голубые озёра я попала случайно, уже несколько дней живя в Петропавловске-Камчатском и страдая без походов. В одном из распространённых в городе вотсап-чатов с объявлениями о походах собирали группу на Озёра. Бесплатно, просто чтобы найти попутчиков, только добираться до места встречи – горнолыжного комплекса «Морозко» – предстояло самостоятельно. К 7 утра общественным транспортом туда не попадёшь: сначала надо доехать до Елизово на 104 автобусе, это минут 40 езды от города, а потом на чрезвычайно редко ходящем автобусе надо проехать ещё 20 км и пешком пройти около 7. Короче, выехать надо накануне и ночевать на «Морозке» в палатке.

Завтрак на втором из озёр

Нам с Танькой хотелось в её выходной всё-таки до Озёр добраться. Она кинула клич, отозвался её коллега-альпинист по связке, Саша, с небольшим авто. К 7 утра мы приехали на место, где уже стояло с десяток человек, разминая ноги. Организатор опаздывала уже на полчаса, а у нас ноги чесались. Саша здесь уже бывал, сказал, что не заблудимся (вроде бы), и мы пошли втроём.

камчатка поход на голубые озера

Поначалу дорога была накатанная и относительно широкая, ухоженная волонтёрами первые километров пять, до туристических домиков в лесу, где кто-то даже тусовался, но выйти не мог, боясь комариных орд. Накрапывал дождик, и идти по лесу было несильно приятно, но вполне терпимо, если бы не комарьё. Его количество превзошло мои самые смелые ожидания… Вернувшись с Озёр, я была похожа на волдырястый тропический фрукт, несмотря на то, что всю дорогу заливалась Дэтой и старалась не раздеваться до футболки, пока двигатель не стуканёт от перегрева.

Третье озеро

После домиков дорога превратилась в кривую, но хорошо просматривающуюся тропу, утомительно идущую то вверх, то вниз, то в овраг, то из оврага. Вокруг всё время лес – удовольствия никакого, и уже на пути туда я мысленно начала ныть, что по этой скукотени несколько часов надо будет переться в обратном направлении. В условиях комариной опасности (следов пребывания медведей мы не встретили, хотя говорят, что они есть, но после центральной Камчатки даже как-то смешно) кожу стараешься максимально закрыть, и быстро становится невыносимо жарко. А мне, со сломанной системой кондиционирования, совсем тяжко. Поэтому, когда мы вылезли из леса к распадку с текущим в нём ручьём, и начали подниматься по снежникам и камням резко вверх, мне пришлось раздеться до майки, чтобы не загнуться. По возвращении этот поступок стоил мне здоровья. Дохала и сопливилась почти до самого отъезда.

камчатка поход на голубые озера
Поднимаемся по ручью круто вверх

Пройдя в общей сложности около 12 км лесом и вдоль ручья, вышли, наконец, в цирк, образованный горным массивом. С другой стороны этого массива находится озеро Вачкажец, но об этом дальше. Учитывая ранний выход, мы вышли к Голубым озёрам первые. Из-за пасмурной погоды и уже порядком сошедшего снега нижнее озеро голубым только называлось, по факту смотрясь зелёным. По нему плавали какие-то необычные уточки, которых я не успела разглядеть.

Уточка на первом озере

Второе озеро было реально голубоватым и вопиюще (иначе не сказать) прозрачным. Такая вода, увы, всегда тянет меня искупаться. И снежник на другой стороне озера тому не помеха. Пока Таня с Сашей раскладывали конфеты и ставили греться воду на чай в ИСППшке, я зашла за камень, разделась и… в воду смогла зайти только по бедро, и ноги просто свело судорогой. Вот уж не ожидала от своего тела такой подставы. Я рванулась обратно к берегу, быстро окатила себя по самые плечи несколькими горстями леденящей водицы и принялась одеваться как раз тогда, когда на нижнем озере появились фигурки следующих за нами туристов.

камчатка поход на голубые озера

Попили чаю со сладким, поболтали, пофоткались на том самом камне, сходили на верхнее, третье озеро, находящееся под склонами цирка. Там был снег, и голубизна воды смотрелась эффектно. Но озеро мелкое, даже не искупаться.

Делать больше тут было нечего, и мы отправились в обратный путь. Слава богу, что мы пришли сюда первыми! Навстречу нам шли толпы туристов – место-то доступное для новичков в деле ходьбы по горам и близкое к городу, а тут ещё выходные… Их были реально ТОЛПЫ. Сразу стало шумно, пёстро, и легко вздохнулось, что мы отстрелялись. Часть людей пошла вверх на хребет горного массива, мы же поторопились сделать ноги. С организатором этого замечательного похода так и не встретились.

Только пришли на второе озеро

Мучительно долгие часы в лесу с комарами, и вот мы уже катим в город. На обратной дороге едем по объездной, чтобы посмотреть ставший популярным памятник – как ни странно – рыбе, с надписью «Камчатка. Здесь начинается Россия» и большим медведем с рыбёхой в пасти. Так бесцветно, что даже фотографировать не хочется. Погода окончательно портится.

ВАЧКАЖЕЦ

камчатка поход на вачкажец

Вачкажец я посетила ближе к концу августа, в свой второй приезд в город, когда делать было уже решительно нечего. Причём вышло это случайно: Таня со своим парнем угощались уличным фалафелем где-то в центре на лавочке, когда мимо них прошёл молодой человек, остановился, обернулся, долго всматривался в них и решил подойти. В этот момент я искала в вотсап-группах транспорт до Вачкажца и гуглила, как добраться туда автостопом. Можно, конечно, но от трассы 12 км пришлось бы идти до места по убитой грунтовке. Ходить я люблю, но не там, где легче проехать. Вечером Таня неожиданно сообщила, что транспорт до Вачкажца найден! Как? А вот так: некий Санёк, из местных, ищет попутчиков на Вачкажец, потому что ему туда хочется, но одному влом, а друзья артачатся.

Мы с Саньком начали переписку и договорились о встрече, мол, я та самая Таня, которая ела фалафель на лавочке и согласилась составить ему компанию. О том, что еду совсем одна, без парня и обещанной подружки, я сообщила утром перед встречей. Встретились в итоге на парковке «Шамсы» в Елизово.

В поисках сухого брода

У Санька оказался грязнющий, высоко поднятый белый Jimny, типичный для Камчатки внедорожничек высокой проходимости, а сам Санёк оказался тридцатилетним мужичком из закрытого военного городка Вилючинска, неусидчивым и любящим лежать под машиной. Он сначала удивился, что я не та Таня и что совсем одна, но его это не сильно волновало. Я только сейчас догадалась спросить о цене поездки, 80 км как-никак, из них 12 – по адским буеракам. Он засмеялся и сказал, что ему денег не надо, ему просто покататься охота, он свой авто недавно поднял на новые колёса, надо протестировать на адских дорогах, а одному скучно. А в горы он не пойдёт ваще-та, он не любит туда ходить, внизу меня подождёт. Вот это поворотец, подумала я и возрадовалась.

камчатка поход на вачкажец

Ехать с Саньком было весело: то капот открылся на скорости, то нас занесло в обочину, а по грунтовке, на которой машины берегутся и еле едут, он нёсся, как будто на пожар опаздывал, нарочно кидая несчастный автомобильчик в ямы и довольно крякая каждый раз, когда мы из них выскакивали, а я головой едва не пробивала крышу. В общем, мой любимый стиль. Я всю дорогу хохотала от дикого удовольствия, а ещё мы много о чём болтали. Я была даже немного удивлена, когда оказалось, что наверх мы не поедем, ибо Санин настрой и особенности вождения намекали, что вертикальная стена ему не помеха. Саня поднялся чуть выше озера, вышел, закинул в себя белковый коктейль, отказавшись от чая и вкусняшек, которые лежали у меня в рюкзаке, и заявил, что идти вооооон туда (указал пальцем), а он будет спать.  Пожала плечами и пошла, не имея ни карты, ни даже общего представления о том, что это за место, не посмотрев заранее маршрут (классика!). У меня был навигатор с допкомплектом батарей, значит, обратно вылезу, не пропаду, и фальшфейер, и вкусняшки с чаем.

Селфи с верхнего водопада

Погода в этот день была странная: дождь так и не пошёл, но весь день собирался, солнце вообще не вылезало ни на секунду, зато периодически спускался туман. В общем, Камчатка. Тропинка почти сразу начала двоиться, троиться, четвериться, так что я вскоре плюнула на какую бы то ни было стратегию и попёрлась по принципу «идём только вверх». Куча кедрача вокруг намекала на медведей, фальшик лежал в боковом кармане рюкзака в зоне быстрого доступа, но я больше держалась за фотоаппарат: не Усть-Камчатск же здесь, чтобы медведи к людям выходили. Знаю-знаю, что всякое бывает, но на Вачкажце ни разу никого не съели.

Расщелина, в которой "живёт" водопад

Не желая ходить босиком по ледяной речке, долго искала брод, чуть не улетела с обрыва, потом перебралась, совсем потеряла тропу, снова плюнула на всё и пошла просто так, благо кедрач кончился и началась тундра с хорошей видимостью. До самого верхнего цирка я не дошла, удовольствовавшись двумя нижними, потому как вверху лежала подозрительно непроглядная и по видимости сильно мокрая туча.

Зашла не туда

Тропу я увидела довольно скоро – на другом берегу реки сильно выше русла, от которого я по этой стороне поднялась уже довольно высоко. Там даже кто-то шёл, но без бинокля не разглядеть. Чуть дальше показался красивый высокий водопад. Решила, что мне туда надо, но возвращаться к найденному броду не хотелось. По своей стороне я дошла до поворота на верхний цирк, почти ровно до мрачной тучи. В этом месте реки даже не было видно под снежником, а её берега были по ощущениям не такие крутые, как внизу. «По ощущениям» – потому что от берега до берега лежал снег.

камчатка поход на вачкажец
С успешным переходом реки меня!

Идти по снегу над рекой – последнее дело для адекватного туриста. Но возвращаться… Я решилась. Да, вытащить меня никто не сможет, потому что никто не знает, что я здесь, но я буду предельно аккуратна! Нашла самое узкое место с самым плотным по виду снегом, шагов в десять должна его преодолеть. Двигалась с опаской, но провалилась только на последнем шаге, уже у другого берега. Фуф.

Цирк над вторым водопадом

До водопада, чтобы не терять высоту, пришлось ползти по сыпухе, зато сверху оказались красивые виды. До недавних пор считалось, что Вачкажец – кратер древнего вулкана, но по новым данным это самый обычный горный хребет, вытоптанный ледником. Не бог весть что, но красиво, особенно когда торчишь над водопадом в гордом одиночестве по мрачновато-задумчивой погоде.

камчатка поход на вачкажец

Вниз, как всегда, идти сложнее: страшно за колени. Пошла по «правильному» берегу, зашла на второй цирк и водопад, потом ещё какой-то небольшой водопад, и спустилась, наконец, к любимому в камчатском народе озеру. Говорят, здесь безумно красиво по осени, когда тундра расцвечивается. Охотно верю. Вода нежно-бирюзовая, на солнце должна смотреться изумрудом, ну а мне и пасмурного зелёного хватило в этот день.

Озеро Вачкажец под пеленой туч

Саня как раз проснулся. Не задавая особенно вопросов (ценнейший человек!), завёл машину и весело тронулся в обратный путь. Вот не лень же было ему такую поездку осуществить и проспать всё самое интересное в машине! Снова болтали, доболтались даже до того, что он с друзьями иногда немного браконьерит, и им нужен человек за руль на рыбалке. То есть план такой: он сажает меня за руль, они спускаются на воду за рыбой, я же еду вниз по течению в обговорённое место, чтобы их подобрать. Если появляется рыбоохрана, действовать придётся молниеносно. Готова? А то! Соглашаюсь. Дня через три договариваемся выйти в «рейс». Но через три дня он не может, а через неделю меня накрывает такая мигрень, что я двое суток не могу выйти из квартиры. Списываемся уже перед самым моим отлётом. А жаль.

Популярные сообщения из этого блога

Мой топ-6 горячих источников Камчатки: дёшево, сердито, работает

Домой из Дагестана: Кармадонское ущелье, могильники Даргавса и немножко Пятигорска