Три счастливых дня в Белоруссии

Полоцк Евфросиниевский женский монастырь
Полоцк. Евфросиниевский женский монастырь

Дело плавно идёт к лету – ноги уже чешутся. Дабы облегчить себе жизнь и получить-таки порцию новых впечатлений, не дожидаясь Камчатки, решилась на спонтанную поездку в Белоруссию. Ну, то есть, совсем спонтанную со спонтанным всем – от попутчика до маршрута и сроков. За три дня много не увидишь даже на машине, но Витебск, Полоцк, Минск, Оршу, Барань (!), Застенки (!!) и Корумну (!!!) рассмотрели в подробностях и в Днепр окунулись. Осталось острое желание съездить ещё.

За три дня в общей сложности проехали около 1500 км. Маршрут получился такой: Москва – Смоленск – Витебск – Полоцк – Минск – Орша (Барань, ха-ха!) – Застенки – Москва.

Выехали около 6 утра из Москвы. Погода – сказка! Но на Минке глухой туман и, между прочим, дорожные знаки «Туман». Вот живут же люди в вечной кинговской «Мгле»… Мобильные камеры первые километров 200 от Москвы стоят через каждые полшага, и ограничения скорости – 50, 60, 70. В какой-то момент показалось, что с такой скоростью сегодня ночевать будем в машине, а не в Витебске. Лёгкий завтрак в поле под Смоленском – и вот он, собственно, Смоленск, который я не успела нормально сфотографировать.

Смоленск кремлевская стена
Смоленск. Остатки кремлёвской стены и невкусное белорусское мороженое

Смоленщина… Многострадальная земля, но красиваяяяяя! Холмы, просторы, церквушки и домики раскиданы живописными группками, сам город возвышается над окружающим пространством, как пушкинский сказочный остров царевича Гвидона. Наверху, конечно, купола, а вокруг кусочки бывших крепостных стен, между которыми приютились низкоэтажки столетней давности. Так это всё прянично и карамельно, что так и хочется слизнуть. Поднимаемся к парку с аттракционами рядом с городской администрацией. «Как до кремля доехать?» – спрашиваем. «Э-э-э», – отвечают нам в нескольких местах. Ну, типа, везде тут кремль, куда хочешь, туда и ехай. Площадь перед администрацией пустынна. Аттракционы порядком проржавели, но ждут гостей, в будках около них грустят крепкие молодые мужчины фертильного возраста. Колесо обозрения с крышами на кабинках, похожими на плиссированную бутылочную крышечку, закрыто навсегда, о чём гласит потёртая надпись. Около рва с водой, напрягая бицепсы и квадрицепсы, делают селфи представители восточных народностей. Люди продолжают пожимать плечами на вопрос о кремле. Гаишники, подсказывая нам дорогу, показывают полосатыми палочками в разные стороны: один говорит, лучше ехать направо и вверх, другой, что налево и вниз, по набережной. Перед монументом жертвам ВОВ вырублена и тут же брошена пара десятков деревьев. Железнодорожный вокзал бирюзовеет на фоне чистого голубого неба. Уезжаем.

Смоленск Центр Администрация
Смоленск. Центр

Чуть больше сотни километров до Витебска. Границу проезжаем, не заметив, но сделав за 920 руб страховку на автомобиль. На всякий случай, которого, фуф, не было. Витебск встречает просторными улицами новых районов, которые построены как будто в чистом поле, и потому неприютные какие-то. Дальше выдыхаю – город старый, уютный, тесный местами и очень европейский. В прошлом веке отпраздновал тысячелетний юбилей. На часах около 15.00 – вселяемся в квартирку на улице Суворова, 40, в самом центре, и тут же бежим гулять.

Витебск Улочка
Витебск. Будни

Витебск графити
Витебск. День рождения

Суворова – пешеходная улица. Как раз рядом Витебская Филармония, маленький скверик, зоопарк с несколькими клетками под открытым небом и фантастической вонью, поднимающиеся вверх боковые улочки а-ля Белград, вымощенные брусчаткой, а за ними открывается по-болотному спокойная Двина и отделанная гранитом лестница к ней от стен собора и памятника Алексею II (?!). Всё спокойно, чисто, буднично красиво и сонно, только на горизонте появились тяжёлые грозовые тучи, края которых неистово крутит, как бельё на ветру. От Ратуши (обязательный элемент белорусского городского ансамбля) переходим проспект и оказываемся в совсем другом Витебске: пустынном, с советскими статуями в фонтанах, печальными квадратными зданиями и пустыми постаментами из-под Ленина.

Витебск Двина
Витебск. Двина перед дождём

Взбегаем вверх к Московскому проспекту уже под проливным дождём, от которого даже штормовой зонт не помощник. Цель – ресторан национальной кухни «Васильки». Там, мокрые и подмёрзшие, с удовольствием съели супчика с названием Холодник и, конечно, драников, охота на которые будет вестись все три дня в Беларуси, выпили кваса, виски (расслабиться с дороги) и получили за копейку целый пивной набор, которым с удовольствием позавтракаем назавтра.

Витебск Васильки
Счёт на копейку

Витебск зоопарк
Витебский зоопарк. Эх, запах не передать!


Кстати, о курсе. Наш рубль поразительно слаб в сравнении с белорусским. За один местный дают 33,2 деревянных! Это как доллар в почти забытом недалёком прошлом. Бензин у белорусов стоит так же, как у нас, хотя они не нефтедобывающая страна… Ну, не буду поднимать любимую тему. В ресторанах цены существенно ниже: за 45 руб уелись так, что трудно было встать (и это вместе с алкоголем). Общий уровень жизни в тех городах, где мы были, невысокий (если не считать всяких троицких предместий в Минске), дорогих машин раз-два и обчёлся, всё больше хорошие старые европейки и японочки, но легендарную белорусскую чистоту - подтверждаю!

ВИтебск Шагал
Знаменитейший уроженец Витебска - Марк Шагал

Витебск панорама
Витебск. Центр

Прогулявшись до ж/д вокзала, поняла, что болит голова – погода после ливня с грозой сменилась ярким солнцем. В аптеке вышел следующий диалог:
Я: Добрый день. У вас есть Пенталгин?
Фармацевт (монотонно-грубым голосом): Пенталгин на территории Белоруссии – запрещённый препарат.
Я: А что-то типа Пенталгина, ну от головы?
Фармацевт (презрительно отвернувшись): На территории Белоруссии запрещено продавать Пенталгин и подобные ему кодеин-содержащие препараты.
Я (судорожно вспоминая названия болеутоляющих): Понятно. Ну хоть Нурафен какой-нибудь есть?
Фармацевт (глядя на меня, как на дерьмо): Нурафен не зарегистрирован на территории Белоруссии.
Я: О боже… Дайте хоть что-нибудь от головы!
Фармацевт примирительно даёт Миг.

Витебск мемориал победы
Сияющий послегрозовой Витебск

Как всегда, в первый день путешествия плохо сплю, а выезжать утром в 8. Но когда тебя сажают за руль, то про сон забываешь – вот он, кайф! До Полоцка досвистели быстро, всего чуть больше сотни км, ровные пустынные дороги, белорусы уходят в обочину, когда видят, что едет кто-то быстрый – одно удовольствие по их дорогам ездить.

Полоцк Нижнепокровская
Полоцк. Нижне-Покровская улица вдоль берега Двины

Позавтракали на полянке, усеянной ландышами, покормили местных комаров и приехали прямиком в Евфросиниевский женский монастырь XII века, в котором в раке покоятся мощи Св.Евфросинии, ровесники монастыря, конечно. Там на меня прикрикнули за отсутствие головного убора, поэтому пришлось повязаться клеёнкой с полочки «юбки» при входе на территорию монастыря и накинуть на голову гопо-капюшон. Образцово-показательная прихожанка. В самой старой церкви комплекса идёт ремонт, но туда можно заглянуть. Она не больше церкви Покрова-на-Нерли и вся исписана красивейшими фресками, которые сейчас восстанавливают. Кстати, отметила для себя, что в белорусских церквях работают больше мужчины: свечки продают, цветочки расставляют, дежурят. Даже в женском монастыре.

Полоцк Двина
Двина и я лицом к Софийскому собору

Бросили машину в центре и прогулялись до Софийского собора тоже XII века. Он работает как музей и концертный зал, где регулярно проводятся концерты органной музыки. На фасаде – масонский символ. Рядом – Борисов камень, оставшийся тут с ледникового периода, и источник. Внизу – всё та же спокойная зеленоватая Западная Двина.

Полоцк Софийский собор
Проверяем память. Да, это масонский символ

Неспешно прогулялись вдоль Нижне-Покровской улицы a.k.a. местная набережная. Прошлись вдоль оградки Иеузуитской коллегии, зашли в интересное здание краеведческого музея, в бывший Богоявленский монастырь и сувенирную лавку при нём, порассуждали на темы «ах, как же Полоцк похож на приморский город» и «где люди, блин?», поднялись на улицу первого национального книгопечатника Франциска Скорины, где стоит невзрачный памятник букве «у с чёрточкой», подивились на толстенные стволы цветущей сирени и зашли в местный книжный магазин в надежде найти вирши Симеона Полоцкого. Конечно, это было наивное желание, зато я подешёвке скупила целых 8 книг от Цвейга и Ницше до Эмили Бронте. Действительно, что ещё тащить из Беларуси, как не книги российского издательства…

Полоцк улица Скорины
Полоцк. Газетный киоск на улице Франциска Скорины

Полоцк вечный огонь
Полоцкий невечный огонь

Из Полоцка тронулись в сторону Минска, до которого около 240 км. По дороге остановились в Березинском биосферном заповеднике, то есть попросту в лесу, ища местечко со вкусным обедом. В государственной кафешке при заповеднике отлично пообедали, поболтали с хозяйкой бара. Она рассказала, что к ним каждый год вот уже 17 лет ездят немцы, которые драников не едят даже, а токмо одну «растительность». Дальше – ливень, смешные дорожные знаки и лоснящийся от дождевой воды Минск.

беларусь дорожный знак
Отличное решение: выходя из поворота, видишь целую цифру 70, а потом вот так!

Заселились в гостиницу «Белоруссия» в центре столицы, потому что там обещали шикарные виды. На 11 из 22 этажей виды оказались не самыми привлекательными, а ручки на окнах заблокированы – ни открыть, чтобы проветрить, ни совершить самоубийство, безобразие…

Минск с колеса обозрения
Вид Минска с колеса обозрения

Пешком отправились искать колесо обозрения, которое виднелось из окна. Нашли его в ЦПКиО (простите мне мой москвизм) им.Горького, прокатились в открытой кабинке за 3,5 рубля. По дороге туда, конечно, наткнулись на Большой театр, перед которым хорошо одетая публика ждала начала юбилейного концерта в честь 85-летия театра. Кто не может не наткнуться на музыкальное заведение, тот мы. Хотели даже пойти на концерт, но я включила рака. В итоге зашли в хлебный магазин, помечтали, как купим сувенирных баранок домой, и, конечно, забыли их купить. Зато на проспекте Независимости нашли дорогое и самое беспонтовое за три дня в республике Fresh-кафе, где нам забыли подать суп перед драниками, а такие драники лучше бы ели сами.

Минск большой театр
Это вам не хухры-мухры, а театр!

Минск Большой театр
Минский Большой театр

Спустились в метро, обнаружили Совок с пластиковыми жетонами 1992 года выпуска, обтюканными, истёртыми, почти исчезающими в руках. Официальные надписи и объявления в метро – на белорусском. Вся реклама, которой завешаны вестибюли метро, – на русском. Очередной триумф общества потребления. Вышли на Немиге и через еропейски-живописное Троицкое предместье пошли в гостиницу. Вечерний Минск оказался тихим, полным огней и бесшумно прогуливающихся людей.

Минск Троицкое предместье
Вечернее Троицкое предместье

Гостиница Беларусь Минск
Гостиница "Беларусь" и Свислочь

Как я давно не была в гостиницах! У них есть свой особенный запах, который ни с чем не спутаешь. Когда просыпаешься с утра, можно не утруждать себя воспоминаниями, где ты: по запаху сразу ясно. Никогда не любила этот запах, а тут такой ностальгией повеяло, что пол-утра улыбалась и трепетно прикасалась к гостиничным полотенцам и душевой лейке, гладила покрывало кровати и вдавливала нос в оконное стекло. Вот почему раньше деревья были выше и трава зеленее: просто вспоминать – это всегда приятно, и запоминаем мы как-то умело только хорошее. Не люблю гостиницы, но люблю вспоминать их запахи.

минск свислочь
Нравится мне название этой реки - Свислочь

Минск девочка около цирка
Смелая девочка около минского цирка

Утро было солнечным. Снова пошли гулять. Дошли до консерватории (естественно), городской ратуши, верхнего города и застряли в кафе «Feelini». Впереди ждала долгая дорога домой от МКАДА минского до МКАДА московского. Съели лучший завтрак Беларуси, а может и вообще лучший завтрак за последние несколько лет, насладились обслуживанием и, кстати, невысокими ценами. Тут же зашли в «Элитное Вино» и купили на сувениры белорусского джина и самогоночки «Першачок». Ровно в 12.15 тронулись в путь.

Троицкое предместье Минск
Пафосная зона Минска - Троицкое предместье

Езда по Минску – аттракцион неслыханной вредности. Минчане удавятся, но никого вперёд себя не пропустят (как это контрастирует с ездой по трассам, где тебе уступают дорогу, уезжая в обочину!). Пару раз пыталась пропустить, так меня никто не понял: ни те, кто сзади ехал, ни сами те, кого я пропускала. Пришлось смириться и ехать, как все.

колесо обозрения Минск
Прощай, земля! Я полетела!

Отъехав километров 50 от Минска, внезапно поняли, что едем не туда. Но в этом-то и была прелесть поездки! Мы так легко меняли планы, сворачивали, останавливались, чтобы поесть мороженого, так этому почему-то радовались, что все 12 часов дороги в Москву были сплошным удовольствием. Так доехали до Орши. Ничего особенного, просто ближайшее к границе относительно крупное селение. Проехались по улочкам, купили у бабок яйца и зелень, зашли в кафе «Милана» и, наконец-то, обнаружили лучшие за всю поездку белорусские драники. По дороге на Оршу заглянули в соседнюю Барань. Конечно, вы не были в Белоруссии, если не заглянули в Барань…

аист на гнезде беларусь
Жители белорусских деревенек

Перед самой границей есть на карте деревня Застенки. Символично. Там живут аисты и немного людей. Нам так хотелось окунуться в белорусский Днепр, что мы свернули в Застенках, проехали сквозь них по просёлочной дороге, углубились на пару-тройку км и свернули в чисто поле по едва заметной дорожке. Несколько топких мест пройдены без проблем, и вот он – берег Днепра с длиннющими водяными ужами и быстрым течением. Недалеко от места остановки виднеется кладбище. Там одинаковые кресты и таблички на них с одинаковыми фамилиями. Всего десятка полтора могил, но всё ухожено и чисто, хотя ни тропинки, ни подъезда нет. Там вечным сном спят настоящие долгожители: в среднем лет по 80-90, а у одной бабульки на табличке с цветной, сильно ретушированной фотографией написаны годы жизни: 1886-1987… Выезжая, замечаем провода, которые тянутся куда-то в лес, и вдруг неожиданно мужик идёт с двумя удочками к берегу. Сворачиваем в этот лесок и находим заброшенную деревеньку. Там только два жилых дома. В первом, не поздоровавшись с нами, мужик сразу в лоб спрашивает:
Он: Вы как сюда заехали?
Мы: По дороге.
Он: А как вы болотину проехали?!
Мы: Да там сухо почти. А вы как здесь живёте-то вообще?
Он: Мы из Орши, здесь только дача. Как бы.
Мы: А что тут за место? Как называется?
Он (внезапно потеряв к нам интерес): Корумны.
Мы: На карте нету.
Он (уходя): Да быть не может!
(В Гугле-таки нашла.)

корумны беларусь
Недвижимость деревни Корумны

А дальше снова Россия.

Популярные сообщения из этого блога

Мой топ-6 горячих источников Камчатки: дёшево, сердито, работает

Домой из Дагестана: Кармадонское ущелье, могильники Даргавса и немножко Пятигорска

Сибирь первозданная: безлюдными реками Забайкальского края. Часть 1