Африка в Тихом океане: косатки, киты, каланы и непроходимые броды. Часть 3

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

День 5: снова в одиночестве

Утро началось рано, в этот день я решил снова идти один, ожидался очень дождливый день, не хотелось задерживаться на привалы и перекусы. Я торопился при любом раскладе дойти до домика на мысе Камчатский и ночевать в тепле и сухости. Маршрут был прост, итоговая точка виднелась на горизонте –  темные сопки мыса. До него осталось всего 22 км по пляжу, и всего 5-6 речек и ручьёв, ничего серьёзного. Единственное, что меня смущало, это узкий участок пляжа под высоченными скалистыми утёсами, за рекой Пикеж. Очередное место, где встреча с медведем означает прямое противостояние в замкнутом пространстве.

Фото: UykoalВладимир Лукьянов и другие участники похода
Текст: Uykoal

Возвращение в Усть-Камчатск и всё-всё-всё

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

7.20 утра. После завтрака, пока народ доедал кашу, я стартовал. Утро было прекрасным, и, несмотря на стаю серых туч, стягивающихся к берегу, низкое солнце ещё радовало теплом, и вся морская сталь переливалась в отблеске лучей. В тот момент я чётко понимал, что зимой буду скучать именно по этому утру и божественному запаху – смесь соли, прохлады и осени. У туристов на Камчатке самые яркие впечатления остаются от вулканов и гейзеров, а у меня – от этих волшебных мгновений на диких пляжах из чёрного песка. Наверное, это и есть материализация идеала свободы.

Но утренняя идиллия быстро закончилась. Как и предполагалось, погода испортилась и становилась всё хуже с каждым часом. Небо заволокло наглухо, и ветер с дождем не прекращались ни на минуту. Кто-то выключил солнце, стало совсем темно и серо. Этот же «кто-то» не переставал баловаться и с переключателем воды, то включая душ на полную, то снова сменяя на противный мелкий сифон.

Первые 12 км пролетел на бодрячке, броды были несерьёзными, воды немногим выше колена, переходил босиком. Перекусывал на ходу. Одежда, конечно, отсырела, но целлофановый дождевик и типа «непромокаемый» комбез сохраняли тепло.

На берегу можно наблюдать большие куски изорванного метала с характерными дырками от клепок по краям. Это куски судна, предположительно – парохода «Транзит», разбившегося о скалы возле мыса Африка в 1911 году. Раньше его части я видел только в одной бухточке за рекой Пикеж, но, видимо, тайфуны разбросали фрагменты корпуса, и этот стальной «прах» теперь можно наблюдать на протяжении 10 км пляжа.

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

К 12 часам я вступил под Скалистые утёсы, вздымающиеся к небу острыми изломанными пиками. Этот живописный участок, прижатый к морю, длиной больше 4 км, для человека препятствием не является. По крайней мере, последние лет десять пляж тут достигает ширины 40-100 м, а вот, кажется, в 1989 г. тут прижало и разбило о скалы армейский вездеход, погибли люди… На этом месте на высоте метров 20 установлена мраморная памятная табличка.

Недалеко от трагического места на ручье я встретил медведя. Именно так, как и опасался: на середине узкого участка пляжа, когда поворачивать назад, что мне, что косолапому совсем не комильфо. А проходить мимо в такой близости (около 30 метров) не комильфо вдвойне. Чтобы мишка меня увидел, я потратил последние заряды от «сигнала охотника», но это не помогло. Мохнатый отскакивал, как заяц, от падающих огоньков, но меня не видел в упор. Пришлось идти прямо на него. Было страшно, но я справился :) В этот раз всё было как-то совсем напряжно: слишком близко, и уйти в гору медведь вряд ли мог. Я подготовил фальшфейер и снял предохранитель с газового баллона. Когда до зверюги осталось метров двадцать пять, я, как великий Обеван Кеноби, закричал диким голосом крайт-дракона. Это подействовало, медведь наконец-то меня заметил, но желания уходить не выказал. Наоборот, минут десять он крутился на месте, и только когда я, страшно матерясь, снова стал приближаться, он, наконец, уступил, но не пошёл обратно по пляжу, а свернул в ущелье ручья и скрылся за ближайшим камнем. Не видя его, я продолжал кричать, пока обходил это место. Так я пятился ещё минут десять, пока не заметил, что медведь абсолютно спокойно, обойдя меня, спустился на пляж и, не оборачиваясь, побрёл дальше. Хозяин…

После встречи с медведем я, несмотря на сказывающуюся усталость, прибавил ходу. Погода окончательно испортилась, никакая одежда уже не спасала от нескончаемых потоков дождя, а резкие порывы ветра сбивали с ног. Переходя брод через Камчатский ручей, я уже не переобувался – смысла не было, всё и так хлюпало. Оставалось всего 5-6 км, и дались они очень не просто. Подходя к рифу Каменный городок (это уже на Камчатском мысу), я наткнулся на свежие следы матухи с малышом, поэтому последние километры до домика снова шел с песней.

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

В 15.20 я вошёл в буданьчик. Картина удручающая: тайфуны прошедшего лета посрывали последние остатки рубероида с крыши, и помещёние домика превратилось в постоянно работающий душ. Вода не успевала уходить сквозь доски, и на полу была лужа глубиной 3-4 см. В общем, совсем грустно. После нашего весеннего экстремального похода на Камчатский мыс,  на столе осталась стоять почти нетронутая литровая бутылка водки и три банки рыбных консервов. Выпив полкружки водки и закусив неркой, я достал принесённый целлофан, степлер и полез ремонтировать крышу. Не скажу, что водка меня согрела, но стало легче, это факт. После ремонта я растопил печь и стал ждать ребят. Появились они уже вечером, замерзшие и очень усталые. Словно шпроты в банке, набились в домик греться. Палатки поставили с наветренной стороны, там же натянули тент, куда кинули вещи. Несмотря на «ремонт», в домике всё лилось ручьём, и спал я, скрючившись и накрывшись целлофаном. Хотя вряд ли сном считается дремота по 30 минут: приходилось всё время вставать и подкидывать в печку.

День 6: ненастье

Весь следующий день отдыхали. Погода не налаживалась, и народ иногда показывался в домике, а остальное время проводил в палатках. На риф со мной согласился пойти только штатный фотограф Вова. Мы взяли Бэка на всякий случай и пошли к пляжу.

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

Риф Каменный городок, или Камень-город, – оконечная точка Камчатского мыса, от которого идёт глубоченный океанский разлом и подводный хребет, разделяющий Тихий океан и Берингово море и чуть дальше поднимающийся из вод Командорскими и Алеутскими островами. Места уникальные и красивейшие, но ребята этого так и не увидели, у них в памяти останутся только ветер, дождь и серость.

Пока мы бродили по рифу, ребята нашли ещё обрывки рубероида, и в домике стало заметно комфортнее. Эту ночь я спал, как король, в тепле и сухости.

День 7: сюрпризы под радужным мостом

Утро выдалось пасмурным, но ветер и дождь заметно поумерили свой пыл. К моему разочарованию, сборы снова были очень долгими. Народ никуда не спешил, а меня напрягали броды трёх горных рек, вода в которых поднималась с каждым часом светового дня, и пик приходился как раз на вечер. Но делать нечего, пришлось ждать всех, в одного идти больше не имело смысла, да и соваться в одиночку в реки было глупо и рискованно.

Ближе к обеду мы стартовали. Берег мыса, как всегда, завален свежей морской капустой (ламинарией), которую я планировал приготовить, но погода не дала реализовать кулинарные планы. На этих участках пляжа всегда стоит весьма специфический запах соли и разлагающейся капусты. Идти по капусте неприятно и скользко очень.

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

В какой-то момент я снова оказался впереди группы и тут же у огромного камня увидел матуху с малышом, спокойно гуляющих по пляжу. Видимо, судьба ))) Расстояние было большое, но приближаться к матухе – это больше, чем просто глупость. Я подождал группу, и мы вместе пошли дальше. Мамаша долго вставала на задние лапы, вглядываясь в нашу сторону, потом убедилась, что на пляже слишком много непонятных существ, и поспешила увести малыша в тундру.

Следующая половина дня прошла без происшествий. Мишки нас не беспокоили, заблаговременно уступая нам пляж, а погода медленно, но верно налаживалась.  Как-то незаметно мы долетели до первой серьезной реки – Водопадной. Воды было немного, но напор порядочный. Каким-то чудом я форсировал реку по устью, уворачиваясь от набегающей морской волны. Чуть позже ребята перешли выше, держась друг за друга, что не помешало им залить холодной водой болотники.

После короткого привала мы выдвинулись дальше, до следующего брода оставалось около 3 км. Это река Стремительная. Брод оказался проходим, но вода росла, и очень быстро, за четверть часа, подскочила сантиметров на пять. Скорее всего, через час брод бы уже был непроходим. Постоянные дожди сделали своё дело, о чём свидетельствовала и крайне мутная вода в реках, там, где обычно она прозрачная и чистая. После брода всем нужно было обсохнуть, на берегу под скалой устроили привал и перекус с костерком. Сквозь плотные дождевые тучки стали прорываться лучи солнца и над морем перекинула свою дугу красивая радуга.

Узкая полоска пляжа под скалистыми утёсами, серый небосвод, над песком после дождя стелется дымка, и крупные капли сверкают, переливаясь на солнце, а позади – разноцветный мост полной радуги, от океана до горного кряжа. Эпичная, завораживающая картина.

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

Вечер подарил нам ещё один сюрприз: мы встретили семью косаток, степенно «прогуливающихся» вдоль побережья. Они всплывали, показывая спины и острые плавники. Двое – видимо, мама и малыш – шли прямо вдоль берега, совсем близко, а поодаль синхронно с ними показывала спину ещё одна большая косатка, видимо, глава клана. Восторгу от этой встречи не было предела, и это, действительно, непередаваемые ощущения. К сожалению, косатки шли быстро и, двигаясь параллельно нашему маршруту, вскоре обогнали нас и скрылись в волнах.

Через минут пять я заметил на горизонте огромные белые фонтаны. Это были киты, но разглядеть их было нереально – слишком далеко, только высокие облачка воды…

Ещё через 20 минут позади нас у берега всплыла любопытная парочка. Сначала я решил, что это вездесущие нерпы, но человек знающий меня переубедил: это были каланы, очень редкие и интересные млекопитающие. Морская выдра (она же камчатский бобр) имеет ценный мех, что явилось причиной их истребления. В том числе, и на Камчатском мысу, где на камнях рифа когда-то были лежбища калана. За 10 лет это был всего второй случай, когда я видел живых каланов. Парочка качалась на волнах, мило обнявшись и наблюдая за нашей группой.

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

После всех этих чудес переход до Оленьей прошёл незаметно. Но тут нас ждал очередной сюрприз, и в этот раз – неприятный. Как я и боялся, брод к ночи стал совсем непроходим, вода вздыбилась, и напор стал просто нереальным, я не смог пройти даже двух метров. Пришлось ставить лагерь на берегу, а тут как раз поднялся шквальный ветер, и сборка палатки вызвала трудности. Пока шла заготовка дров и установка палаток, Бэк носился и истошно лаял в темноте, где со стороны реки бродил медведь, но все так устали, что никто не предавал этому значения. Тем более что за неделю похода присутствие медведя стало обыденностью. Присыпая юбку палатки песком, я думал о том, что без собаки в походе сотни раз засыпал, не зная о том, как близко к нам находится медведь.

День 8: дорога чёрных  песков

Ночь выдалась спокойной. На стоянке уже брала сотовая связь, и сей факт лишь усиливал ощущение, что наше путешествие подошло к концу. Последний день похода выдался прекрасным, и даже холодный порывистый ветер не мог его испортить. Свет солнца сквозь тёмные тучи смешал в море всю палитру красок. Это был хороший день, и очень жаль, что предыдущая часть похода была такой мокрой.

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

Никаких особых событий уже не происходило, мы закончили свой недельный маршрут. На последнем в этот день пароме наша банда уже переправлялась в Усть-Камчатск.

Суммировать впечатления похода я смог только через месяц, лёжа на пляже острова Самуи и с коктейлем в руке наблюдая за игрой молний в ночном небе. Несмотря на все трудности, усталость и холод, вечный дождь и угрозу мохнатых «бурундучков», поход был прекрасен. (Кстати, суровых камчатских «бурундуков» мы на пути встретили больше 15 раз, и ещё около 10 не встретили благодаря собаке).

Единственное, о чём я очень жалею, так это о том, что из-за дождя ребята не увидели даже и половины той красоты, что живёт на тропе чёрных песков Камчатки.

мыс Камчатский мыс Африка Камчатка

Популярные сообщения из этого блога

Мой топ-6 горячих источников Камчатки: дёшево, сердито, работает

Домой из Дагестана: Кармадонское ущелье, могильники Даргавса и немножко Пятигорска