В пасти дракона: путешествие к вулкану Шивелуч

В нашем (ну, или моём пока) полку прибывает! Мой надёжный коллега и прекрасный товарищ в одном из походов по Камчатке, отличный организатор туров, создатель команды «Любители авантюр» Денис Васильев решил поучаствовать в блоге Travel With Yogi в качестве автора.  Я попросила его описать место, в которое очень хочу попасть сама, – вулкан Шивелуч – дышащий гигант, старший брат Ключевской сопки, который регулярно засыпает Усть-Камчатск слоем пепла, как в «Silent Hill». У самой слюнки текли от его рассказов о Шивелуче! Это, конечно, не для слабонервных, но очень рекомендую. Текст и фото Дениса (да-да, он ещё и классный фотограф).

извержение вулкан шивелуч камчатка

Хотите мест силы? Их есть у меня!
В целях саморекламы, в интересах блога travelwithyogi.ru и, конечно, для стимуляции хороших людей к новой поездке на полуостров «К».  Нет это не Крым… Это Камчатка, детка!

Наше приключение даже походом не назовёшь, так, лёгкая прогулка. Однако риск лишиться жизни на этой «прогулке» самый что ни на есть реальный. Ибо ничто так не бодрит с утра, как раскалённая масса вулканических газов, пепла и камней, со свистом летящая по склону в твою сторону . Радость бегства от потока пирокласта, смешанная с какой-то глупой уверенностью, что «НЕТ! сегодня не умру, зажаренный, как сухарики», разбавлена трезвым осознанием, что человек вряд ли  убежит от облака, скатывающегося со склона со скоростью минимум 20-30 м/с. Скупость словарного запаса в такие минуты восполняется специфически яркими эмоциями, которые на видео можно потом все «запикать».

А были мы в гостях у сварливого и очень энергичного старикашки. Древний вулкан Шивелуч – старый зуб дракона. Изорванный, изуродованный, хмурый, словно чёрный замок Барлата Дерта. Вулкан находится на расстоянии меньше 100 км от посёлка Усть-Камчатск, в котором мы живём, и в 20 км от автотрассы «Петропавловск-Камчатский –  Усть-Камчатск». Примерный возраст 60-70 тысяч лет. Для сравнения: известные на весь мир соседи Шивелуча – вулканы Ключевская сопка и Толбачик – оцениваются всего в 7-8 тысяч лет. Остальную информацию вы можете почерпнуть в Википедии, а я лишь хочу передать эмоции от нашего неоднозначного свидания.

извержение вулкан шивелуч камчатка

Шивелуч не извергается, как его собратья, истекая огненными потоками лавы (по крайне мере последние несколько десятилетий), при этом вулкан восполняет отсутствие световых эффектов очень частыми выбросами пепла, газов и шлака. Эти весёлые события происходят раз в месяц, а могут и раз в каждые 20 мин. Такие «извержения» поднимают на высоту 100 метров пепловые облака, которые через минуту рассеиваются, а могут вздыбиться чёрным столбом вверх на 10 километров и засыпать нас к чертям. Последний раз такое было в 2010 году. «Силент Хил» нервно курит в сторонке! Усть-Камчатск накрыло слоем около 1 см…  В ходе извержения 1964 года в п. Усть-Камчатск (84 км от вулкана), днём наступила кромешная тьма, а через небо сверкали молнии… народ думал, что наступила третья мировая. При этих событиях рельеф под вулканом меняется кардинально, но обо всём по порядку.

извержение вулкан шивелуч камчатка 2010
Осень 2010. Усть-Камчатск

На Шивелуче я уже был в 2012 году, подъезжал на квадроцикле с восточного направления, поднимался на край «нижнего» кратера. А через 18 часов там был сильный выброс… повезло. Но, видимо, дураков ничто не учит, и летом 2016-ого, мы с собратом по авантюрам решили подъехать на «Бигхорне» с западной стороны вулкана, по более посещаемому маршруту – через реку Байдарную. (Если не знаете, что такое «Бигхорн» – загуглите! Меня как человека с Дальнего Востока всегда забавляет реакция народа с европейской части страны на наши «местные» названия техники.) Вообще Шивелуч – не топовое место, туристов сюда возят мало, видимо, сказывается удалённость и реальная опасность. Если тот же Толбачик и Ключевскую посещает несколько тысяч туристов за сезон, то Шивелуч, наверное, пара сотен. Но я могу ошибаться. Лично меня прельщает отсутствие исхоженных троп и дощатое подобие биотуалетов.

извержение вулкан шивелуч камчатка

Наша встреча с драконом была незапланированной, но на то мы и «любители», а не профи, чтобы не парится особо. Перебрав варианты приключений на выходные, решили, что самое доступное приключение, – это Шивелуч. Чуть больше 100 км по грунтовке, и мы у подножия.   Собрались быстро, за полчаса, взяли вещи, заправились и рванули по трассе навстречу приключениям. Лето выдалось жарким, а значит много пыли по дороге, это минус. Но мало влаги и комаров, это плюс.

вулкан шивелуч камчатка
Долина Одинокой сосны. Впереди виднеется Шивелуч

Через минут сорок мы прошли перевал хребта Кумроч, и перед нами предстал ОН, хмурый и мрачный! Встреча, мягко говоря, недружелюбная.

извержение вулкан шивелуч камчатка

Свернув с трассы на дорогу, ведущею к полигону («ИП» – испытательный полигон «Кура», расположенный на обширных площадях за Шивелучем; на него падают все баллистические ракеты, запускаемые ВС РФ с любых точек мира; иногда можно наблюдать степенно плывущие в небе огненные шары). Дальше стали считать отвороты с дороги (как научили знающие люди) до 4-ого и свернули в камчатские джунгли. Минут двадцать, и лес стал расступаться, вокруг появились полумёртвые деревья, вроде бы сухие коряги, но уже со свежими зелёными ветками. На земле появились острые камни и много нанесённой породы – песок и шлак.

мертвые леса вулкан шивелуч камчатка

Резко полуживой лес расступился, и перед нами предстала широкая  песчаная долина, поднимающаяся к зелёной горе, обратной стороне вулкана. Долина – это огромная масса шлака, пепла и прочих продуктов выброса Шивелуча, вместе с селевыми потоками залившая огромные площади под вулканом. По сторонам этой пустыни стоят мёртвые леса, убитые газами, пеплом и температурой.

дорога к вулкану шивелуч камчатка

Нам предстояло подниматься по мёртвой земле, среди пыли и камней наверх к зелёной горе. С этой стороны Шивелуч весьма красив и безопасен, этакая большая сопка, заросшая густыми лесами. Но погода портилась, небо затянуло серой пеленой, картина вокруг становилась всё более мрачной. Поднимались медленно, местами буксуя в песке, штурмуя с разбегу крутые склоны. Приходилось искать объезды вокруг расщелин и скальных обломков. После часа дикой тряски мы, наконец,  увидели настоящий Шивелуч. Из-за округлых зелёных холмов показались мёртвые острые гребни вулкана. Серое низкое небо добавило сакральности появлению дракона. Поверьте, без всяких извержений находиться под вулканом в этот вечер было по-настоящему жутко. Впереди появился и кратер – ущелье, из которого берет начало вся застывшая мёртвая долина. Вершины Шивелуч прятал в облаках. И это были крутые ощущения! Очень крутые!

вулкан шивелуч камчатка

На ночлег расположились там же в мёртвой долине под вулканом. Следы кончились, и дальше насиловать машину не имело смысла. Обсудили и решили, что с утра будем подниматься к вулкану пешком.  Но пока не стемнело, нам пришлось прогуляться километров пять, по наивности мы решили, что у долины мы будем пересекать реку (как нам рассказали), но, видимо, она пересохла. И мы приехали на вулкан без воды (много пива и лимонада не в счет J). Вот и пошли мы попытать судьбу – поискать на краю безжизненной массы ручьи или озеро. Однако даже найти края «пустыни» мы не смогли, не то что воды. Поэтому встречали ночь мы за кружкой пива, а не чая. Хотя так и планировалось, в общем.

Сразу скажу, что ночевать под вулканом на «маршруте» схода всех потоков сели и пирокласта опасно. В любой момент вулкан может слегка «испортить воздух», и вас никогда не найдут. Вообще ничего не найдут. Поэтому не повторяйте наших глупостей.

Ночью прошёл сильный дождь, ветер раскачивал машину, словно лодку. Под этот шум уснуть удалось только к утру. Однако к рассвету всё стихло, и после завтрака мы двинулись к цели.

камни вулкан шивелуч камчатка

По всей долине разбросаны вот такие камешки. Какая-то хрупкая порода, потому что все они рассыпаются под открытым небом. Но выглядят внушительно. Идти легко, масса утрамбована, подъём не крутой.

камни на склоне вулкана шивелуч камчатка

Слева, в склонах сопки, из-под грунта видны каменные вертикальные стены, это ветром и водой оголило застывшую лаву, когда-то попавшую в расщелины и складки рельефа.

пейзажи вулкан шивелуч камчатка

Буквально через час ходу мы нашли, наконец, воду. Правда, употреблять ее вряд  ли можно. Ручей Задорожный берёт своё начало где-то на пиках Шивелуча, и, протекая по залитой селью долине, разрезает её глубоким (около 30 м) каньоном. При этом вода в ручье имеет цвет под стать окружению – рыже-коричневый. Подходить к краю каньона опасно, очень вероятно обрушение стенок, грунты сыпучие плюс пропитанные водой прошедших дождей.

пейзажи вулкана шивелуч

С каждым шагом мы приближаемся к вулкану, и шум ветра сменяется сопением дракона. Вулкан постоянно клокочет, словно кипящая кастрюля, из стен с шипением вырываются фонтаны пара и газов, огромные камни срываются и катятся вниз, и их глухой стук слышен по всей долине. Примерно раз в 20-40 минут происходит выброс, всегда разный. Начинается свистом и шипением газов, и потом за две секунды из ущелья вырывается облако пепла, и вниз по склону катится раскалённая масса пирокласта.  Не достигнув подножия, убийственное облачко рассеивается, и после непродолжительной паузы всё повторяется вновь.  Пока мы шли, наблюдали не меньше 10 выбросов.

около склона извержение вулкан шивелуч камчатка

Опасения они у нас не вызывали, пока на очередном привале мы не увидели, как новый выброс имеет куда большую массу и инерцию, и, скатываясь, угрожает минуты через две накрыть и нас. Крики, маты – и вот мы уже, как горные козлы, несёмся по склону вниз, перепрыгивая через валуны и расщелины. Бежишь и понимаешь тщетность таких усилий: скорость движения пирокластического потока – метров двадцать в секунду, и двигаться поток может по всей площади склона! У нас даже нет вариантов убежать куда либо в сторону – не успеем.  Но обошлось, поток достиг подножия и рассеялся. Мы отдышались, поржали… Однако этот выброс нам явно показал реальность угрозы быть зажаренным за секунду, при этом в зоне «поражения» оказались нижние фумаролы, куда мы хотели подняться. Тут же отказались от этой мысли, да и вообще дальнейший подъем к вулкану начал вызывать сомнения. Но русское «авось» всё-таки пересилило и страхи, и объективные доводы. Мы продолжили подъем, находясь теперь в состоянии  постоянного напряжения. Каждый новый выброс встречали на «низком старте».

извержение вулкан шивелуч камчатка

И всё-таки мы дошли, правда, не так близко, как планировали изначально, но и тут находиться было весьма, простите, сыкотно. Фотографировались, всё время оглядываясь. Гора не утихала: камнепады, шипение газов – вулкан клокочет без сна и отдыха.

Перекусив и закончив фотосессию, поторопились уйти подальше от жерла. Резко сдав влево, пошли к ручью и дальше вдоль каньона к машине. Вся наша прогулка составила часов пять. Даже походом не назовёшь.  Но оно того стоило! Вся долина под вулканом – нереальный лунный пейзаж (точнее, марсианский), да и сам вулкан впечатляет. Кстати, если под Толбачиком испытывали Луноход, о чём Таня уже писала, то под Шивелучем испытывали Марсоход! Сам вулкан – это лишь кусок подножия древнего супер-вулкана, разорванного много тысяч лет назад очередным извержением. Его кратеры-жерла расположены в подобиях ущелий, и можно воочию наблюдать, как фонтаны газов под давлением выходят из горизонтальных стен. Находясь тут, переосмысливаешь значение человека в процессах, протекающих на планете, а точнее его незначительность перед силами природы.  Мы лишь песчинка, пыль…

мертвые леса вулкана шивелуч камчатка
Мёртвые леса на склонах Шивелуча

Подытожив, скажу: если вы собрались на Шивелуч, учтите, что в любую секунду вулкан может начать серьезный выброс, и вас зажарит раскалённое облако, засыпет масса сели или тупо завалит несколькими метрами пепла. Риск нахождения там не преувеличен, честно. Серьёзные выбросы происходят раз 10 в год, более того, уже несколько лет купол Шивелуча находится в критическом состоянии, и 500-метровая стена кратера вот-вот рухнет.  Кстати выбросы могут сопровождаться и шквальным ветром или взрывной волной, при которых берёзы за несколько километров от вулкана просто переламывает на уровне метра от земли.

любители авантюр на вулкане шивелуч камчатка

Повторюсь: ночевать под вулканом тоже настоятельно не советую, для этого есть более безопасные варианты. Вы также должны знать, что мёртвая пустыня под вулканом не совсем «мёртвая», по ней постоянно бродят медведи. Ну что, всё ещё хочется заглянуть в глотку дракона? J Тогда милости просим.

Популярные сообщения из этого блога

Мой топ-6 горячих источников Камчатки: дёшево, сердито, работает

Домой из Дагестана: Кармадонское ущелье, могильники Даргавса и немножко Пятигорска