Неудавшееся восхождение: как нас сдуло под вулканом Мутновским

Камчатка Мутновский каньон Опасный

Вулканы Мутновский и Горелый обычно посещаются парой, ибо первый всего на 10 км дальше второго и находится в 90-100 км от города. Мутновку пыталась пробить ещё в прошлый раз, но тогда стоял непролазный снег, а именно она вызывала у меня наибольший интерес с 2016 года. Во-первых, это единственный на Камчатке из легкодоступных вулканов, который пускает туристов прямо в кратер, дымящийся серой. Во-вторых, однажды я увидела постер на стене офиса Быстринского парка, где с высоты был сфотографирован бесподобный водопад в каньоне Опасный. Он интересовал меня даже больше, чем серный кратер. За весь камчатский трип 2018 года вписаться в группу на Мутновку так и не получилось, а идти одна не хотела – там медведи совсем распоясались, дерут палатки и гоняют туристов почём зря. Как раз за пару дней до того, как я собрала группу и заказала заброску, знакомый гид со товарищи застрелил под Горелым неугомонного ночного гостя.

Туристов собрала через петропавловские вотсап-группы, пять человек, машину забронировала небольшую, но проходимую, на «пневматах». Водитель вызвался не просто довезти, но и накормить и сопроводить наверх, в кратер. Типа полный пакет. Ладно, согласилась, хоть и недёшево, потому что на следующий день улетать, а Мутновка до сих пор не увидена, просто рок какой-то. И, действительно, рок… На вулкан мы так и не поднялись. Учитывая погодные подарки, которые мне постоянно делает Камчатка, тут она решила принципиально: если я доберусь, то буду сомневаться, ехать ли снова, а так дело не пойдёт. Пускать нельзя – и не пустила.

Дорожные виды

Это был День вулкана, когда на Камчатке всем миром забираются на Авачинскую, бьют рекорды по скоростному восхождению, гуляют под домашними вулканами. И этим праздником, которого ждала и на который зарегистрировалась месяц назад, я пожертвовала, чтобы сходить на вожделенную Мутновку. Но вдруг накануне выезда, когда я уже била копытом и с вечера была готова и одета к утреннему выходу, объявили штормовое предупреждение. Вечером же появилась информация, что программа Дня вулканов сильно сокращена… Я набрала водителю с вопросом, стоит ли рисковать, ведь все МЧС-ники будут на Дне вулкана, но он оказался ушлым товарищем, который не готов упускать выгоду даже с риском для жизни, и спокойным голосом сказал мне, что ветра сильного не будет, там места, мол, не ветреные, едем. Я почесала затылок, группу-то я не знаю, кто там к чему готов, но желание сходить в попсовое место, где я (ну стыдно, право!) ещё не была, пересилило доводы рассудка.

Камчатка Мутновский каньон Опасный
Озеро под Горелым, так и не успевшее растаять в это лето

В 5 утра непропорционально высокий джип на гигантских колёсах подкатил к подъезду на Туристической. В нашей группе оказались двое французов, двое местных и один командированный из Москвы. Все крепенькие, бываленькие, готовенькие к испытаниям. Выдохнула. Доехали на этакой штуковине быстро, уже на Вилючинском перевале начал неприятно накрапывать дождь и усилился ветер. Проезжая Горелый, поняли, что видов сегодня точно не будет, но на Мутновку идут не за видами сверху, а за серными фумаролами, которые вырываются из-под ног, заливая кратер жутким зловонием, жёлтым дымом и гудением. Ах, как же мне хочется увидеть это своими глазами! Приспичило, хоть убей.

Прекрасные мутновские (во всех смыслах это слова) виды

На Освистанном дождь пошёл сильнее. Или это был уже снег? Несколько турагентств вроде нашего водителя решились на восхождение с неприятным прогнозом, мы обогнали штуки три вахтовок, терявших ход в глубоком снегу после Горелого. И вот мы поднимаемся к моей мечте – каньону Опасный, где можно подойти к самому краю и увидеть 80-метровый водопад, который будоражил моё воображение третий год подряд. Вот сейчас, сейчас мы его увидим!... До этого вокруг почти всё время были скалы, гигантские валуны, стены сопок, но стоило нам подняться на открытую местность, как порыв ветра шарахнул в левый бок. Я поначалу даже не поняла, почему нас резко качнуло в сторону, но по сжатым зубам водителя догадалась, что ничего хорошего впереди не будет. Прямо над каньоном машину начало раскачивать из стороны в сторону, как игрушечную. Стало неприятно: дорога идёт не близко к краю, но ветер такой силы, что того и гляди кувырнёт джип. Водитель пересчитывать стоимость поездки и признавать свою опрометчивость не хотел, остановился и сказал прямо: мне пофиг, я готов провести вас везде, где обещал, если сами решитесь. А не захотите, это уже ваше решение будет, я тут не при чём, я своё дело знаю. Один из французов, не спросив разрешения, рванул дверцу машины, чтобы выйти (они вообще какие-то безбашенные, если не сказать просто безголовые), водила заорал, но было поздно. Порывом ветра дверцу вырвало у француза из рук, распахнуло с силой титана, и громкий хруст возвестил о лёгком п...це. Водила проматерился, сказал всем сидеть, долго ковырялся и закрыл дверь, но выходить теперь нужно было через другую сторону, иначе рискуем сломанную дверь тут и оставить. Выпускали людей, сбиваемые с ног плотным густым ветром, держа двери и тщетно пытаясь прикрыть лица от колкой мороси, которую швыряло в глаза с такой силой, что невозможно было смотреть перед собой.

Подойти к краю, куда обычно ходят фотографировать, не было никакой возможности. Такое ощущение, что ветер дул от каньона, намереваясь вышвырнуть всё, даже огромные камни, из своего чрева. Ползком, замотавшись по максимуму и напялив неуместные по погоде очки, добирались до края дороги, чтобы хотя бы сверху посмотреть на водопад. Без очков трудно было даже глаза открыть. На ветер нельзя было опереться, как я себе представляла, рискуешь улететь к чертям, но ему нужно было сопротивляться, направляя тело под острым углом вперёд, как будто хочешь лечь лицом в землю. И несмотря на сложности (или благодаря им), вид водопада поразил до глубины души, что-то в нём есть потустороннее: марсианский ли цвет окружающих пород, идеальность ли формы каньона или высота струи, которая летит 80 метров вниз, не встречая никаких препятствий, как будто в пустоте. Это самый волшебный водопад из всех, что я видела. Как и ожидалось.

Камчатка Мутновский каньон Опасный
Весёлая Оксана нашла безопасный способ фотографирования

Операция по влезанию обратно в машину прошла без потерь для автомобиля. До базового лагеря под Мутновкой подниматься оставалось всего ничего, но теперь машину колбасило и швыряло постоянно. Доехали, высота базы больше 1000 м над морем. Разлили из термоса горячего чая и задумались, стоит ли выходить. Из двух вахтовок, подъехавших чуть раньше нас, одна уже разворачивалась. Из второй вахтовки нерешительно вылезли несколько жалкого вида туристов, с одного из которых тут же сорвало и понесло вдаль дождевик; группа почти сразу же сиганула обратно в машину. Дальше по тропе видна была другая часть этой группы: несколько человек, которые, почти шагая на месте головами вперёд, пробовали подниматься. Мы пили чай и наблюдали, как в кино. Вот они поднялись и должны свернуть налево, дальше мы потеряем их из виду. Нашу машину качает, снегодождь молотит во все окна сразу. От группы быстро отрывается пара человек и бегом несётся обратно к вахтовке. Остальные упорствуют. Что-то срывается с кого-то из туристов и проносится высоко над нами. Владелец этого чего-то сдаётся и включает задний ход.

Каньон Опасный вправо от водопада

Мы даже не пробовали открыть двери, но прекрасно понимали, что идти просто нельзя. Даже если ты царь горы. Такого ветра я ещё не видела. У нас относительно тепло, печка фурычит на полную, а мы уже мокрые насквозь, несмотря на суперские ветровые и дождевые куртки. Водитель выжидающе смотрит на меня. Группа тоже смотрит, мол, если ты решишь идти, мы все пойдём (но лучше не реши, пожалуйста, не реши!). Меня ломает, тащит, таращит, плющит – Я ХОЧУ! Но разум смеётся: ну выйдешь сейчас, ну пройдёшь вон до того поворота, от которого несутся передумавшие туристы, ну людей перемочишь, если ничего похуже не случится, а ведь подняться всё равно не выйдет… Судьба. Сжав зубы, отставляю согревающую кружку и решаюсь! Решаюсь выйти в туалет, на разведку, так сказать. Местность ровная, но недалеко виден камушек.

Камчатка Мутновский каньон Опасный
Линзы жалко, но не снять нельзя

Как же я пожалела об этом решении! Пока водила держал дверь, я выскользнула наружу и почти моментально стала ещё мокрее, чем была: дождь с такой силой влетал в моё тело, что почти прошибал насквозь. Добежать до камня оказалось задачей почти нереальной, я честно попыталась, но сдалась на полпути. Писать на таком ветру, в принципе, можно было прямо в штаны, ибо на мне сухого не было уже ничего, не исключая верхнего слоя кожи. Но я решила подождать до более благоприятных условий. Путь обратно к машине был раза в три быстрее, чем туда, главное было не влететь в закрытую дверь машины на полном ходу. Когда я оказалась внутри с красной от избиения дождём и снегом мордой, ответ мой был однозначным: «Едем нахрен отсюда!»

Камчатка Мутновский Верхне-паратунские источники
Верхне-Паратунские горячие источники, грязь, берёзка и мы с Андреем

На обратном пути снова подъехали к Опасному, но ветер стал ещё сильнее, развернулись. Остававшаяся под Мутновкой ждать ушедших туристов вахтовка спешно спускалась. Вечером выяснилось, что остальные машины, шедшие в тот злосчастный день на Мутновку, почти все разворачивались уже на Освистанном. Выехав на дорогу на ГеоТЭС (около 6 км от Опасного и почти на 300 метров ниже по высоте относительно уровня моря), остановились, вылезли по нужде и обалдели: небольшой ветерок, моросит дождишко, мокро, грязно, противно и ни намёка на мутновский апокалипсис! После Вилючинского перевала меня осенило, что вместо несостоявшегося восхождения можно заехать на дикие Верхне-Паратунские источники искупаться. Водитель погрустнел, но не согласиться не мог - деньги уплочены за восхождение и целый день обслуживания туристов, а времени едва обед. Подниматься на источники по мокрющим зарослям никто не захотел. Пошли втроём с Андреем из Москвы и водителем, какая разница - мокрее уже не будешь, а там, выше по тропинке, горячая целебная вода. Отлепили от себя мокрые ледяные вещи и погрузились в настоящий рай... Вернулись довольные, как слоны, заразили группу идеей искупаться и поехали в Паратунку, в бассейн комплекса Фламинго, где я уже была по чистой случайности два года назад и тоже без купальника, полотенца и шлёпок. Водитель погрустнел ещё больше, но заплатил по 300 руб за каждое купающееся лицо и даже выдал мне завалявшиеся в багажнике "гавайские" шорты. Всё лучше, чем гордо дефилировать по краю бассейна в драных трусах, как я отмочила это в прошлый раз.

Камчатка Мутновский Паратунка Фламинго
Отмокальня для неудачников: бассейн Фламинго в Паратунке. Оксана, Максим, Ален и я

Горячая ванна под открытым небом – самое то, что было нужно после такого горе-восхождения. Прогрелись до мозга костей, размякли, потравили анекдоты и отправились обратно в город, так и не покорив один из самых попсовых вулканов Камчатки. Но группа осталась довольна необычным приключением, прощались тепло и душевно. В городе давно закончилось празднование Дня вулканов, один из наших "гастарбайтеров" взошёл в скоростной группе на Авачинский и что-то даже за это получил, но все уже давно были дома, обнимая баклашки камчатского пива и комнатные батареи.

Популярные сообщения из этого блога

Мой топ-6 горячих источников Камчатки: дёшево, сердито, работает

Домой из Дагестана: Кармадонское ущелье, могильники Даргавса и немножко Пятигорска